Отчет о работе методической комиссии

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета физической культуры

_____________А.И.Навойчик

«26» декабря 2012г.

Отчет о работе методической комиссии по специальности 1-03 02 01«Физическая культура» факультета физической культуры за 2012 год

Работа методической комиссии (МК) факультета физической культуры в отчетном году осуществлялась в соответствии с планом работы УМК, Положением об МК.

МК работала в составе 7 человек, каждый из которых курировал соответствующие вопросы. Основными формами работы комиссии были заседания МК, подготовка информационно - аналитических справок, обсуждение и  рекомендация к опубликованию образовательных продуктов, участие в работе Научно-методического Совета ГрГУ им. Я.Купалы. За период 2012 года проведено 6 заседаний МК (даты протоколов: №1 от 10.01.12, №2 от 28.02.12, №3 от 27.03.12, №4 от 22.05.12, №5 от 11.09.12, №6 от 03.12.12).

На заседаниях МК в 2012 году рассматривались следующие вопросы:

Об организации КСРС на кафедрах факультета; о внедрении дидактических тестов как формы контроля знаний студентов заочной формы обучения; опыт реализации накопительно-рейтинговой системы на кафедрах факультета; об учебно-методическом обеспечении итоговой аттестации выпускников; о реализации системы оказания дополнительных образовательных услуг; о результатах и ходе проведения промежуточной аттестации на факультете физической культуры; обсуждение и согласование учебных программ по дисциплинам учебных планов, анализ содержания учебных программ по дисциплинам кафедр; о проблемах и промежуточных результатах работы кафедр по наполнению образовательного портала; о формах и методах работы филиала кафедры ТМФК в учреждении образования; об опыте повышения ИКТ-компетентности на кафедрах факультета; о ходе реализации программы «Образовательные инновации» по совершенствованию профессиональной компетентности преподавателей.

Основные принятые решения и проведенные мероприятия:

Об организации КСРС на кафедрах факультета.

Около 6 % аудиторной нагрузки переведено на КСРС (в сравнении с 2011г, произошло снижение в 1,5 раза). Принято решение о материальном стимулировании ППС, использующих в образовательном процессе КСРС.

О внедрении дидактических тестов как формы контроля знаний студентов заочной формы обучения

Разработан 221 тест для контроля знаний студентов:

         79 тестов – кафедра ТМФК

         82 теста – кафедра СМ и ЛФК

         31 тест – кафедра спортивных дисциплин

         29 тестов – кафедра спортивных игр

Опыт реализации накопительно-рейтинговой системы на кафедрах факультета

Накопительно-рейтинговая система относительно традиционной системы контроля  успеваемости обеспечила:

возрастание активности студента в семестре за счет прозрачности схемы оценки успеваемости в семестре, возможности систематического контроля своей текущей успеваемости;

повышение адекватности оценки успеваемости студента за счет систематизации количественных показателей успеваемости, планирования контрольных учебных мероприятий, систематической оценки успеваемости студента в семестре;

повышение качества и объема остаточных знаний студента за счет сознательного распределения им в семестре своей учебной нагрузки для получения высокого значения рейтинга в отличие от общепринятой системы оценивания, стимулирующую высокую активность студента только в период сессии;

повышение качества работы преподавателя за счет необходимости планирования большого количества оцениваемых учебных мероприятий в семестре;

улучшение организационно-методического контроля учебного процесса по результатам текущего и итогового рейтинга успеваемости за счет анализа закономерностей в показателях успеваемости с последующим анализом недостатков учебно-методической работы и оперативным внесением корректив в организацию учебного процесса.

Об учебно-методическом обеспечении итоговой аттестации выпускников

На кафедрах: ТМФК, спортивных игр, спортивной медицины и ЛФК, спортивных дисциплин имеются в наличие УМК итоговой аттестации выпускников, содержащие: программу ГЭК, экзаменационные вопросы, критерии оценки знаний, методические рекомендации по оформлению и выполнению дипломных работ, примерные практикоориентированные задания для государственного экзамена по специальности «Физическая культура» и по специализациям «Физическая реабилитация», «Тренерская работа по виду спорта», «Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма», критерии оценки дипломных работ (проектов) по специализациям. Принято решение о размещении ЭУМК итоговой аттестации на образовательном портале.

О реализации системы оказания дополнительных образовательных услуг

За 2012 год факультет физической культуры оказал дополнительные образовательные услуги на сумму более 35 млн. руб. Принято решение об активизации работы по проведению дополнительных консультаций по дисциплинам учебного плана для студентов пропустивших занятия без уважительной причины.

О проблемах и промежуточных результатах работы кафедр по наполнению образовательного портала

Зарегистрировано: 189 элементов ЭУМКД (8 место по университету). Общее число посещений: 17434 (8 место по университету). Уникальные посещения: 1126 (7 место). Процент студентов включенных в учебную деятельность на ОП: 94,2% (3 место). Изменена структура сайта факультета. За 2012г. зарегистрировано более 19000 посещений. Определены на кафедрах ответственные за размещение на ОП ЭУМКД и иных информационных ресурсов. Студенты ФФК активно включаются в процесс информатизации через научный проект доцента кафедры спортивных дисциплин, к.п.н. Храмова В.В. «Разработка электронных дидактических средств обучения».

Проблемы: 1. Отсутствие беспроводного интернета в учебном корпусе  факультета физической культуры не позволяет максимально использовать ресурсы образовательного портала в учебном процессе; 2. Для наполнения образовательного портала по специальным дисциплинам используются большие объемы аудио, видео и графических файлов, что требует помощи сотрудников отдела информационных технологий; 3. В настоящее время на кафедрах не сертифицированы электронные учебно-методические комплексы; 4. Необходимо создание нового «модуля» для размещения ЭСО ФФК на образовательном портале; 5. Несвоевременное обновление материала на ОП; 6. Дефицит кадров, владеющих компьютером в достаточной мере; 7. Осложнено взаимодействие с преподавателями других факультетов; 8. Дробление одной дисциплины на разные семестры, что осложняет обновление материала.

О формах и методах работы филиала кафедры ТМФК в учреждении образования

В отчетный период работа филиала кафедры ТиМФК проводилась согласно договору о сотрудничестве в области образовательной деятельности и плана работы. Научно-инновационная работа была направлена на реализацию накопленного в ГрГУ опыта в проведении занятий специальных медицинских групп с учащимися старших классов. Были изучены условия проведения занятий, средства и методы воздействия на организм занимающихся. Учителям школы даны рекомендации по повышению эффективности занятий. При разработке кафедрой дидактических сценариев уроков физической культуры и здоровья использовался накопленный учителями ФФК опыт проведения уроков в 5-11 классах.  В рамках учебной работы, учителям физической культуры СШ № 13 безвозмездно было передано электронное учебное пособие по баскетболу для совершенствования учебного процесса за счет средств мультимедиа. При обсуждении отчетов педагогических практик со студентами заочной и дневной форм обучения на заседаниях кафедр ТиМФК приглашались учителя физической культуры СШ № 13, которые давали объективную характеристику профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. На базе СШ № 13 профессором В.А. Барковым  проводились практические занятия со студентами третьего курса по дисциплине «Теория и методика физического воспитания». Согласно тематики курсовых работ по специальности, студентами третьего курса осуществлялся сбор экспериментальных данных, путем проведения тестирования учащихся СШ № 13 с последующим обсуждением полученных результатов с учителями школы. В свете профориентационной работы для учащихся старших классов олимпийской чемпионкой, заслуженным мастером спорта по спортивной гимнастике, доцентом Еленой Владимировной Тюненковой была прочитана лекция о роли и значении физической культуры в жизни человека. Учащиеся старших классов знакомились с преподавателями кафедры, привлекались к физкультурным (спортивным) состязаниям, проводимым на факультете.

Об опыте повышения ИКТ-компетентности на кафедрах факультета

Повышения ИКТ-компетентности на факультете осуществляется в процессе непрерывной подготовки и переподготовки сотрудников и ППС кафедр в области информатизации образовательного процесса (обучение создания учебных материалов для ЭУМКД; сертификации ЭУМКД; участие в обучающих семинарах и курсах при поддержке и участии представителей УМУ университета и отдела информационных технологий в образовании; индивидуальные и групповые консультации сотрудников и ППС факультета; самообразование и взаимопомощь). Проблемы: как оценить уровень ИКТ-компетентности ППС и студентов для дальнейшего его совершенствования.

 

Отчет обсужден на заседании методической комиссии, протокол №6 от 03.12.2012г.

Отчет утвержден на Совете факультета физической культуры, протокол № 10 от 26.12.2012г.

 

Председатель методической комиссии                               В.К.Сухецкий

Отчет о работе методической комиссии по специальности 1-03 02 01«Физическая культура» факультета физической культуры за 2011 год

Работа методической комиссии (МК) факультета физической культуры в отчетном году осуществлялась в соответствии с планом работы УМК, Положением об МК.

МК работала в составе 7 человек, каждый из которых курировал соответствующие вопросы. Основными формами работы комиссии были заседания МК, подготовка информационно - аналитических справок, обсуждение и  рекомендация к опубликованию образовательных продуктов, участие в работе Научно-методического Совета ГрГУ им. Я.Купалы. За период 2011 года проведено 5 заседаний МК (даты протоколов: №1 от 25.01.11, №2 от 29.03.11, №3 от 24.05.11, №4 от 25.10.11, №5 от 20.12.11).

На заседаниях МК в 2011 году рассматривались следующие вопросы:

Анализ и коррекция нормативов по физической подготовленности для абитуриентов факультета физической культуры.

Утверждение программы вступительных испытаний по предмету «Физическая культура» для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура».

О ходе подготовки к распределению выпускников 2011 года. Об применении информационных технологий в учебном процессе факультета. Наполнение сайта факультета физической культуры. О формах и методах профориентационной работы факультета физической культуры. О реализация практико-ориентированного подхода в процессе подготовки будущих специалистов. О результатах и ходе проведения межсессионных аттестаций на факультете физической культуры. Обсуждение и согласование учебных программ по дисциплинам учебных планов. Анализ содержания учебных программ по дисциплинам кафедр. Об учебно-методическом обеспечении итоговой аттестации выпускников. О критериях оценки дипломных работ (проектов) и формировании практикоориентированных заданий для государственных экзаменов. О внедрении дидактических тестов как формы контроля знаний студентов заочной формы обучения. Об организации КСРС для студентов дневной формы обучения. О ходе реализации программы «Образовательные инновации» на факультете.

Основные принятые решения и проведенные мероприятия:

Анализ и коррекция нормативов по физической подготовленности для абитуриентов факультета физической культуры. Утверждение программы вступительных испытаний по предмету «Физическая культура» для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура

  1. 1.Разработана и утверждена программа вступительных испытаний для абитуриентов 2011 года по предмету «Физическая культура» для специальностей 1- 03 02 01 «Физическая культура», 1 - 88 01 04 «Физическая подготовка военнослужащих».
  2. 2.Откорректированы тесты по оценке физической подготовленности. Исключены тесты: челночный бег и бег 30м. Добавлены тесты: метание малого мяча с разбега на дальность, бег 100м.
  3. 3.Разработана карточка учета результатов экзамена по физической культуре.
  4. 4.Утверждены методические рекомендации по проведению вступительных испытаний по предмету «Физическая культура».
  5. 5.Принято решение о создании электронной базы абитуриентов, имеющих намерения поступать на факультет физической культуры.
  6. 6.Индивидуализация профориентационной работы с выпускниками-спортсменами по отдельным видам спорта. (Курирование тренерами-преподавателями отдельных абитуриентов).

О ходе подготовки к распределению выпускников 2011 года.

Обеспечено 100% распределение 45 выпускников факультета 2011 года.

Об применении информационных технологий в учебном процессе факультета. Наполнение сайта факультета физической культуры.

  1. 1.Утвержден план информатизации образовательного процесса факультета физической культуры на период до 31.12.2012 г.
  2. 2.Утвержден план по размещению ЭУМКД на образовательном портале с наполнением обязательной части (в соответствии с Положением об ЭУМКД) в разрезе дисциплин учебных планов, закрепленных приказом ректора за соответствующей кафедрой.
  3. 3.Принято решение об изменении структуры сайта факультета, в связи с созданием образовательного портала ГрГУ им.Я.Купалы.
  4. 4.Определены на кафедрах ответственные за размещение на ОП ЭУМКД и иных информационных ресурсов.

О формах и методах профориентационной работы факультета физической культуры.

  1. 1.Утвержден сценарий участия ФФК в выставке ярмарке «Образование и карьера 2012», где предложено организовать учебно-методическую выставку ППС факультета.
  2. 2.Разработан сценарий мастер-класса «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе». (проведен на выставке ярмарке «Образование и карьера 2012» в г.Гродно и г.Лида)

О реализация практико-ориентированного подхода в процессе подготовки будущих специалистов.

  1. 1.Создан филиал кафедры теории и методики физической культуры на базе СШ №13 г.Гродно
  2. 2.Участие студентов в научном проекте «Разработка электронных дидактических средств обучения» под руководством доцента кафедры, к.п.н. Храмова В.В.
  3. 3.Внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных технологий - использование в учебном процессе электронных средств обучения по тренингу производственных ситуаций тренера по виду спорта, инструктора-методиста, учителя физической культуры.
  4. 4.Расширение баз учебных и производственных практик в средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, производственных объединениях, лечебных учреждениях, спортивных школах.
  5. 5.Проведение учебных занятий в учреждениях образования различного типа, на различных клинических базах города, в областном управлении физической культуры и спорта и туризма, в представительстве НОК по Гродненской области, в лесном массиве, в музее судебной медицины, в анатомическом музее ГрГМУ.
  6. 6.Курсовое и дипломное проектирование по специализациям «ОФОРиТ», «Тренерская работа по виду спорта», «Физическая реабилитация». Исследования, эксперименты проводятся в общеобразовательных школах, ДЮСШ, КФК, лечебных учреждениях.
  7. 7.Участие в работе Совета отдела физической культуры, спорта и туризма Гродненского городского исполнительного комитета.
  8. 8.Участие студентов в организации, проведении и судействе соревнований по видам спорта и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий города Гродно и Гродненской области.
  9. 9.Применение деятельностно-компетентностного подхода в обучении - учебная практика в рамках программ спортивно-педагогических дисциплин (моделирование учебного процесса учреждений образования различного типа) «Легкая атлетика и методика преподавания», «Плавание и методика преподавания», «Гимнастика и методика преподавания», «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания»). Система позволяет студента превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, через схему «знания – умения – навыки - опыт деятельности».
  10. 10.Использование возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин: спортивно-педагогическая информатика, комплексное обеспечение спортивной работоспособности с основами нутрициологии, миниспортивные игры, фитнес, теннис, бадминтон, интеллектуальные игры и др.

О результатах и ходе проведения межсессионных аттестаций на факультете физической культуры.

Активизирована работа кафедр по проведению дополнительных консультаций по дисциплинам с большим удельным весом неудовлетворительных оценок по итогам межсессионной аттестации.

Обсуждение и согласование учебных программ по дисциплинам учебных планов. Анализ содержания учебных программ по дисциплинам кафедр.

Переработаны и утверждены более 20 учебных программ на 2011-2012 учебный год.

Об учебно-методическом обеспечении итоговой аттестации выпускников. О критериях оценки дипломных работ (проектов) и формировании практикоориентированных заданий для государственных экзаменов.

  1. 1.Созданы практикоориентированные задания для государственного экзамена по специальности «Физическая культура», ориентирующие выпускников на решение методических задач по обучению двигательных действий в видах спорта и исправлению распространенных ошибок. Задания состоят из трех разделов: техники, методики обучения и исправления технических ошибок.
  2. 2.Разработаны критериях оценки дипломных работ (проектов) по специализациям «Физическая реабилитация», «Тренерская работа по виду спорта», «Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма».

О внедрении дидактических тестов как формы контроля знаний студентов заочной формы обучения.

  1. 1.Тестовая форма контрольной работы введена по следующим дисциплинам: биомеханике, спортивной медицине, теории спорта, основам научно-методической деятельности в оздоровительной физической культуре. Контрольную работу по дисциплине спортивной медицины «Особенности индивидуального питания в практике физической культуры и спорта» с 2009 года студенты выполняют на основе методических указаний, расположенных на сетевой образовательной платформа MOODLE. Студент подготавливает свои данные по 3-дневному меню и энергозатратам за эти дни и по электронной почте в специальных стандартных таблицах отправляет на электронный адрес кафедры. Лаборант рассчитывает по специальной компьютерной программе показатели индивидуального питания спортсмена и отправляет на электронный адрес студента. На основе полученных результатов студент готовит заключение и отправляет полный комплект контрольной работы на адрес кафедры. После проверки заключения выставляется оценка "зачтено" или "незачтено", о чем информируется студент также по электронной почте. Аналогичная методика внедряется и по дисциплине по выбору "Спортивная нутрициология".
  2. 2.По дисциплинам «Гимнастика и методика обучения», «Лыжный спорт и методика обучения», «Плавание и методика обучения», «Легкая атлетика и методика обучения» контрольные работы носят творческий характер, связанный с составлением упражнений, рисунками и графической записью. Выполнить такую работу на компьютере не представляется возможным, при этом проблемным является оценивание профессиональных «художественных» способностей студента. На заседании методической комиссии сохранена традиционная форма написания контрольной работы по указанным дисциплинам.
  3. 3.Дисциплины, по которым разработаны тестовые задания для студентов заочного отделения: спортивная медицина, спортивная физиология, гигиена, дисциплина по выбору, теория и методика физического воспитания, теория спорта, туризм, легкая атлетика и методика преподавания, спортивные игры и методика преподавания, плавание и методика преподавания, биомеханика.

Об организации КСРС для студентов дневной формы обучения.

На КСРС переведено 140 часов аудиторного фонда по 19 дисциплинам учебного плана по специальности «Физическая культура» в первом полугодии. Составлен график КСРС по курсам на семестр.

О ходе реализации программы «Образовательные инновации» на факультете.

  1. 1.Внедрены в учебный процесс автоматизированные обучающие систем (АОС) по видам спорта.
  2. 2.Разработаны и внедрены в учебный процесс 10 комплектов заданий в тестовой форме.
  3. 3.Разработано 4 комплекта электронных учебно-методических пособий по спортивно-педагогическим дисциплинам в формате PowerPoint.
  4. 4.Коллектив преподавателей факультета физической культуры принял активное участие в разработке электронных средств обучения по волейболу для 5-11 классов, по футболу для 5-11 классов, по легкой атлетике для 1-11 классов и по атлетической гимнастике для 9-11 классов.
  5. 5.Видеоматериал, подготовленный для создания электронных средств обучения, активно используется в преподавании соответствующих спортивно-педагогических дисциплин.
  6. 6.Статистика ЭУМКД факультета физической культуры на образовательном портале, с которыми ведется работа по наполнению и редактированию составляет более 75%.

Отчет обсужден на заседании методической комиссии, протокол №5 от 20.12.2011г.

Председатель методической комиссии                               В.К.Сухецкий

Отчет рекомендован к утверждению Советом факультета физической культуры, протокол № 10 от 30.12.2011г.

Контакты

230003, г. Гродно, ул. Захарова, 32

Тел.: +375 (152) 45-02-66, факс: +375 (152) 45-02-66

E-mail: d2076@grsu.by

Местонахождение